The Five Senses
“Alsof een engeltje over je tong piest” – “Будто-бы ангел на языл пописал.” Так говорят о чем-то особо приятном на вкус.
Sarrasins Serge Lutens
Первый раз я попробовала Sarrasisns два года назад в Palais Royal, и тогда он показался мне вторичным в линейке Лютансовых солифлоров. A la Nuit казался мне тогда эталонным жасмином. Он и вправду очень достоверно передает запах живых цветов. Как-то прогуливаясь по вечернему Риму я услышала A la Nuit и стала искать взглядом его носителя. Ими оказались кусты жасмина, которые появились за поворотом в двух шагах.
Потом как-то в марте этого года Максим принес попробовать Sarrasins в школу. У нас с ним случилось полное взаимопонимание: даже цвет парфюма мимикрировал под цвет моей одежды. На коже Сарацин раскрылся альтовым жасмином с привкусом туши для рисования и золотыми абрикосами на фиолетово-черном. В верхах прошуршал шлейф из “сердца” Tuberose Criminellе. Абрикосы мне так понравились, что я поставила их на одну ступеньку с герленовскими персиками.
И я стала сомневаться насчет его вторичности. К сожалению восковые пробы при всей их адекватности очень сильно смягчают ароматы и не дают проявиться всем граням в полной мере. Нанесла сейчас на кожу все содержимое пуговки, но не слышу той чернильности, которая делает Sarrasins тем “a stunningly beautiful jasmine, gloved in jet-black ink”. Химическая справка от Октавиана о происхождении этой ноты, объясняющая мою любовь к “животным” белым цветам и бобровой струе:
Вот таквыглядит то, что так хорошо пахнет в Sarrasins. Мой вердикт на сегодня: мне его нужно хотя бы 10 мл.
Sarrasins Serge Lutens (Christopher Sheldrake, 2007): Bergamot, Jasmine, Carnation, Woods, Musk, Coumarin, Patchouli.
Femme Rochas
Нашла у себя в архивах два черновика на Femme Rochas. Так бывает с особо любимыми парфюмами, когда в попытках прикрыть свои чувства хоть какими-то лохмотьями из слов пробуешь написать о них что-то соизмеримое им и своей в них влюбенности. Сейчас я хочу закрыть эту тему и больше к ней не возвращаться, пока начатый пост не стал третьим черновиком.
Мне не нравятся рекламные фотографии к Femme. Они слишком искусственные и жеманные, а Femme совсем не об этом. Эти духи создавались в такое время, когда родиться и выжить могло только настоящее:
“As we part, I ask Roudnitska if the natural fragrances of Provence have been an inspiration to him. I have heard many times that the lush background aromas of the countryside – the long, orderly ranks of lavender, the groves of rich mimosa, the soft scent of cherry blossoms – account for the vitality of the perfume industry in the region. But Roudnitska just grins.
“Let me tell you, I created Femme in 1943 in Paris during the worst days of the war in a building that had a rubbish dump on one side and paint factory on the other.” Let me tell you, I created Femme in 1943 in Paris during the worst days of the war in a building that had a rubbish dump on one side and paint factory on the other,” remarked Edmond Roudnitska about one of his most sensual compositions, a perfume that smells of woman’s skin and ripe summer plums.”
National Geographic, September 1995
Он все сказал. Никаких сентиментов. Добавлю, что это самые чувственные духи не только у Рудницки. Более чувственных искусственных запахов я не встречала. Когда я первый раз открыла пробирку с Femme, то от волнения у меня дрогнула рука и я разлила приличное количество парфюма на старый комод из необработанного дерева. Комод еще долго пах и будоражил.
Теперь у меня есть флакон этих духов, как на этой старой рекламе. И тоже без бантика. Он был весь липкий из-за подтекшего горлышка, и не перенес стирки. Так даже лучше.
На фотографии Фанни Ардан, кадр из фильма La Femme d’à Côté (1981, directed by François Truffaut).
Femme Rochas(Edmond Roudnitska, 1943): peach, plum, berbamot, rosewood, lemon, jasmine, may rose, ylang ylang, orris, clove; patchouli, musk, amber, civet, oakmoss, vanilla, benzoin, leather.
Xerjoff
Нашла еще один черновик, на этот раз о парфюмах Xerjoff. Я развернулась писать широко, по-купечески, но потом быстро ретировалась. Моська поняла, что замахнулась на слона, и мелкими шажками ушла на попятную. Больше настроение носить эти парфюмы так и не появилось, и текст остался лежать недописанным. В рамках предновогоднего проекта “Из пепла” публикую те впечатления, которые остались от первого знакомства с Xerjoff.
Чем душились русские купцы в конце 19-ого начале 20-ого века? Достав из старых сундуков все стереотипы о купечестве, могу себе представить, как они выливали на свои мощные шеи по пол флакона “Персидской сирени” или “Любимого букета Императрицы” фабрики Брокар. В истории парфюмерии я совсем не знаток, поэтому если кто-то наверняка знает, что ни “Сиренью”, ни “Букетом” купцы не пользовались, а пользовались чем-то другим, то милости прошу отметиться в комментариях. В любом случае попадись купцам парфюмерия Xerjoff, у их отпала бы необходимость в таком расточительстве, даже если оно существовало только в моем воображении.
Капля никотина их мультигендерного парфюма XJ 17/17 XXY убивает лошадь любителя интимных отношений с духами. Для орошения достаточно открыть и закрыть пробирку, и предельно допустимая доза уже у вас на руках. Аромат щедро раздает себя, наступает плотным флангом, уверенный в своей неотразимости. Как, вы еще не сражены? Он не признает компромисов и полутонов. Все предельно ясно и плоско, как в аппликации. Вы думаете, я ругаюсь? Нет, я совершенно искренне восхищаюсь, как восхищаюсь здоровой наглостью, завышенной самооценкой, уверенностью, что тебя ждут всегда и везде в немерянных количествах. Восхищаюсь всем тем, в чем чувствую себя несправедливо обделенной природой. Кстати о природе. XXY – это полисомия, хромосомное нарушение, при котором развивается синдром Клайнфельтера. Я понимаю, что авторы хотели соединить в названии парфюма мужское и женское начало, но увы и ах ни к чему хорошему это не привело.
К женскому парфюму XJ 17/17 Elle будет только картинка. “Красота без компромиссов. Привелегия для избранных” – гласит слоган аромата. Рассказать об этой абсолютной сладости, тяжелой пудре, плотноти и абсолютном довольствии собой лучше, чем это сделал Кустодиев, у меня не получится.
Кустодиев Б.М. Купчиха за чаем. 1918. Государственный русский музей.
К их мужскому аромату после дамского и мультигендерного я уже боялась подступаться. Но он оказался единственным из троицы Xerjoff, к которому мне захотелось прислушаться. XJ 17/17 Homme кожаный аромат. Окажись он сапожищем на стол, я бы не удивилась. У них, купцов, такой нрав! Но нет, этот сапог для верховой езды на стройной дамской ноге. Его носительница могла бы облагородить даже нашего одинокого, вечно небритого Ковбоя aka Lonely Star Memories. Но не стоит недооценивать мужественность этого парфюма. XJ 17/17 Homme я нанесла еще одну каплю “чтобы лучше видеть” (с). Оранжевый едкий цитрусовый старт мне не нравится. Он застряет в аромате как лезвие, разрезающее тугой фрукт. Жду. Предвкушаю деготь. Он появляется и уже никуда не исчезает. На него слоями накладываются остальные ноты, как мазки на загрунтованый холст. Это уже не аппликация, а добротная классическая картина маслом.
О парфюмерах Basenotes умалчивает, известны только дизайнеры флаконов. Официальный сайт разговаривает на английском, итальянском и русском. Почитайте и насладитесь слогом.
XJ 17/17 XXY Xerjoff(2007): bergamot, jasmine, ylang-ylang, black pepper, patchouli.
XJ 17/17 Elle Xerjoff (2007): citrus accents, galbaum, orange blossom, iris, birch, woods, patchouli, amber, musk, tonkiphora balm.
XJ 17/17 Homme Xerjoff (2007): Mediterranean citrus, spices, cloves, lavender, ylang-ylang, woods, leather, Vetiver.